Круговое движение — просто, да непросто

Круговое движение — частый случай перекрестка. В Европе большинство перекрестков вне населенных пунктов или в небольших городках, организовано именно в виде кругового движения. Но и у нас «клумбы» встречаются часто. К сожалению, то ли ПДД наши водители читают не очень внимательно, то ли местечковые «правила» движения в большем почете, чем государственные, но почему-то непонятных маневров и взаимных оскорблений на перекрестках с круговым движением встречается немало. Да и у нас на форуме «рвут баян» на тему кругов очень часто. Поэтому я и решил написать подробный материал, в котором постарался разобрать все нюансы проезда перекрестков с круговым движением в подробностях. Не обессудьте, если кому-то материал покажется слишком уж разжеванным, ориентирован он в первую очередь на новичков, но, надеюсь, и водители со стажем найдут здесь что-то для себя.

Начать, естественно, следует с определений, чтобы затем не возникало разночтений и непонимания терминов. Итак, перекресток с круговым движением, это прежде всего перекресток. То есть «место, пересечения или разветвление дорог на одном участке, границей которого являются условные линии между началом скруглений краев проезжей части любой из дорог» (ПДД п. 1.10). О том, что на конкретном перекрестке организовано круговое движение нам должен говорить знак 4.10, который «требует объезда клумбы (центрального островка) в направлении, показанном стрелками на перекрестке с круговым движением».

Круговое движение рис.1

И несколько терминов, которых нет в ПДД, но которыми я буду оперировать дальше.

Въезд на круг — въезд автомобиля на перекресток с круговым движением. Выезд с круга — съезд автомобиля с кругового движения. Движение прямо — продолжение движения по направлению кругового движения в своем ряду по разметке (если она есть) и без перестроений. Здесь я пишу «прямо», так как на кругу в принципе нет левого поворота, по сути своей движение вокруг клумбы можно в первом приближении считать частным случаем прямолинейного движения. Это особенно важно понимать, когда речь пойдет о кругах с многополосным движением и перестроениям на них.

Круговое движение без знаков приоритета

Круговое движение рис.2

Итак, перед нами обычный однополосный круг, с единственным знаком 4.10 перед ним. Так как знак 4.10 никак не регламентирует приоритеты движения, то здесь все однозначно. Движение по кругу только в правую сторону, автомобили, которые движутся по нему, уступают дорогу тем, кто на круг въезжает. На основании правил проезда нерегулируемых перекрестков, а именно пункта16.12 «На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязаны уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются с правой стороны». То, что в народе именуется «помехой справа». Никоим образом круг не является по умолчанию «главным», что бы там некоторое водители себе не думали. В России в прошлом году был по этому поводу знатный переполох, когда в МВД решили в целях оптимизации движения сделать большинство перекрестков с круговым движением «главными», установив на них соответствующие знаки приоритета (как у нас сейчас в большинстве случаев). А не разобравшиеся в теме журналисты начали массово тиражировать новость о том, что теперь на всех перекрестках с круговым движением приоритет имеют машины движущиеся по кругу. Потом неоднократно это опровергалось и разъяснялось представителями ГИБДД, чтобы развеять журналистский миф. Такая вот «четвертая власть».

Итак, здесь все просто и в случае ДТП сразу понятно, кто тут у нас «олень». Теперь усложним задачу и представим многополосный перекресток с круговым движением.

Первый вопрос, как на него въезжать и как съезжать. Об этом нам расскажут пункты 10.4 и 10.5ПДД.

10.4. «Перед поворотом в правую сторону, в левую сторону или разворотом водитель должен заблаговременно занять занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении, кроме случаев, если осуществляется поворот в случае въезда на перекресток, где организовано круговое движение, направление движения определено дорожными знаками или дорожной разметкой или движение возможно лишь в одном направлении, установленном конфигурацией проезжей части, дорожными знаками или разметкой».

Круговое движение рис.3

То есть въезжать на круг с многополосной дороги можно из любого ряда. А вот с выездом все не так очевидно, как хотелось бы и именно здесь начинаются «непонятки».

Выезд с перекрестка регламентируется пунктом 10.5 ПДД, а также, частично, тем же пунктом 10.4. в той части, где речь идет о заблаговременном занятии положения на проезжей части перед поворотом. Читаем.

10.5. «Поворот необходимо выполнять так, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на полосе встречного движения, а в случае поворота в правую сторону следует двигаться ближе к правому краю проезжей части, кроме случая выезда с перекрестка, где организованно круговое движение, где направление движения определено дорожными знаками или дорожной разметкой или где движение возможно только в одном направлении». Именно этот пункт многие трактуют как разрешение съезжать с круга с любого ряда. Но 10.5 не отменяет действие 10.4, который однозначно требует «заблаговременно занять занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении» и делает исключение только для въезда на перекресток с круговым движением. Так что, переводя с канцелярского на русский, делаем выводы:

  • Въезжать на круг можно с любого ряда в любой ряд
  • Выезжать с круга можно только с крайнего правого ряда в любой ряд

Именно об этом идет речь в 10.5 в той части, которая выделена жирным. С крайнего правого, но в любой другой без выезда на встречную полосу. Смотрим на схемы.

Круговое движение рис.4

Здесь водитель синего автомобиля руководствуясь собственными представлениями о ПДД выполняет съезд с круга (правый поворот) со второго ряда. Если при этом на дороге никого нет или, как на схеме, красная машина также поворачивает направо, то проблемы как бы нет и все счастливы. Именно так и ездит в Киеве подавляющее большинство водителей по большинству перекрестков с круговым движением. И искренне не понимают, в чем они не правы, когда в регионах (например, в Одессе), представители ГАИ начинают проводить платные консультации. Либо, когда происходит ситуация, представленная на схеме ниже.

Круговое движение рис.5

Здесь красный автомобиль абсолютно в своем праве продолжает движение по кругу. Синему же нужно направо. И возникает вопрос, кто кому должен уступить дорогу, который может быть усугублен наличием знаков приоритета, но об этом ниже. Ответ однозначен — синий уступает дорогу красному. И даже не потому, что он должен заблаговременно занять крайнее правое положение. А просто потому, что он в данном случае совершает маневр перестроения в соседний ряд. В то время как красный продолжает движение в своем ряду. И независимо от того, нужно синему направо или он решил заранее перестроиться, чтобы попасть в следующий съезд, он должен предоставить преимущество в движении красной машине.

У нас же на месте красного часто можно быть оббибиканым или облаянным водителем синего, так как по местным «понятиям о ПДД» красный не занял заблаговременно нужный ему ряд для выезда во второй, третий или четвертый съезд. Примеры таких кругов я приведу в конце статьи, где будут разбираться отдельные конкретные перекрестки и проблемы на них.

Итак, в качестве повторения. Въезд на круг с любого ряда. Съезд — только с крайнего правого. Руководствуясь ими вы всегда будете правы перед законом в случае ДТП или наличии на перекрестке контроля со стороны представителей ГАИ.

Перекрестки с круговым движением и регламентируемым движением по полосам

Частным случаем является наличие перед перекрестком с круговым движением знаков 5.16-5.18«Направление движения по полосам» либо дорожной разметки 1.19. Которые однозначно определяют кто и куда должен ехать. Пример — перекресток улиц Бальзака и Каштановой в городе Киеве.

Круговое движение рис.6

Здесь правый ряд однозначно едет направо на первый съезд, а два других продолжают движение по кругу. Другое дело, что затем никто, в том числе ваш покорный слуга, затем не выполняет требования съехать с него с крайнего правого ряда, так как это при наличии потока там просто не выполнимо и создаст дополнительные трудности движению. Но это уже один из примеров организации дорожного движения таким образом, что без местных «понятий» никак. О них, опять же, чуть позже.

Перекрестки с круговым движением и знаками приоритета

Естественно, транспортные потоки часто требуют вмешательства в нерегулируемый перекресток и установки знаков приоритета, которые будут регламентировать проезд иначе. Часто это вмешательство заключается в предоставлении уже движущимся по кругу водителям приоритета перед остальными «круг главный». Пример — перекресток улиц Драйзера и Маяковского.

Круговое движение рис.7

Здесь как бы тоже все однозначно, вопросов с кто кому должен предоставлять преимущество нет, правила въезда/выезда тоже вопросов вызывать не должны.

Круговое движение рис.7

Интересно становится, когда главная по кругу движется каким-то иным образом и водители начинают направление главной дороги применять к правилам проезда кругового движения. Именно об этом свежепорванный баян на форуме.

Круговое движение рис.9

Итак, вводная. Перекресток улиц Тростянецкой и Ревуцкого. Главная дорога улица Тростянецкая. Водители, которые едут по ней, плотным потоком проезжают круг в два ряда и также в два ряда съезжают дальше на Тростянецкую (второй съезд). Если же кто-то пытается с первого ряда продолжить движение по кругу, то его всячески оббибикают так как он якобы съезжает с главной, а все остальные продолжают движение по главной. В данном случае красный едет дальше по кругу, а синий нервничает, так как его «не пропускают по главной».

Круговое движение рис.10

Для тех, кто внимательно читал написанное выше это звучит как бред. Но таковы реалии наших дорог, более того, если почитать форум, то многие будут с этим ошибочным мнением согласны. На самом же деле, направление главной дороги не имеет никакого отношения к съезду с кругового движения и синий автомобиль на этой схеме прав не более, чем на схеме 5. Он совершает маневр перестроения, в то время как красный продолжает движение в своей полосе. Соответственно, в случае ДТП виноват будет синий автомобиль. Знаки приоритета здесь только для того, чтобы определить какие потоки беспрепятственно въезжают на круг, а какие предоставляют преимущество в движении тем, кто уже едет по кругу.

Для упрощения понимания этого предлагаю следующую схему. Развернем круг в прямую и получим обычный перекресток с примыканием дороги справа и правым поворотом. Возможен ли такой маневр для синей машины и должна ли ей уступить черная? Ответ, думаю, очевиден.

Круговое движение рис.11

«Непонятки и местные» правила проезда кругового движения

К сожалению, наши дороги далеки от идеала по организации движения и в реальной жизни все может быть не так просто, как на схемах. Пример номер один, все тот же перекресток Драйзера и Маяковского.

Круговое движение рис.12

На спутниковом снимке видно, что трехполосная дорога вливает в круг, на котором всего две полосы. И однозначно сказать какие полосы вливаются в круг, а какая исчезает я, например, затрудняюсь. По логике и духу, так сказать, ПДД, «исчезает» левая полоса, а две правые вливаются в круг. 

Круговое движение рис.13

В таком случае черная машина на схеме (взято из форума) должна уступить дорогу синей, которая поедет во второй ряд круга, а троллейбус поедет в первый ряд.

По факту же, на этом перекрестке справа оставлено огромное количество места, которое как бы просится быть использованным для поворота направо из первого ряда. Так, по сути, на этом перекрестке все и ездят, направляясь из двух левых рядов на круг, а из крайнего правого — только направо. Но вот маршрутные ТС используют это свободное пространство, чтобы выехать на круг и затем вклиниваются в поток дальше. Кто в данной ситуации больший «олень» в жизни и по ПДД — вопрос дискуссионный. Решить его однозначно легко и просто, нужно повесить перед въездами на круг знак 5.16, который однозначно будет указывать кто и куда едет. Но нашим дорожным службам, естественно, не до этого, поэтому и продолжается езда «по понятиям». Более того, у меня, как местного жителя, даже выработался в первый год вождения некий шаблон проезда кругового движения. Мол, хочешь направо — с первого ряда, на второй съезд — со среднего, на третий или на разворот — с левого. Благо форум помог осознать свою неправоту, но судя по тому, что я наблюдаю каждый день на дороге — не только у меня. Более того, в «этих ваших интернетах» журналисты вполне серьезно пишут это негласное правило как правильный вариант проезда перекрестка. К ПДД, естественно, это отношения не имеет.

Круговое движение рис 14

Другой пример — перекресток проспекта Героев Сталинграда и улицы Мате Залки. Казалось бы, круговое движение, о чем свидетельствует знак 4.10 (он установлен метров на 30 раньше, чем снято фото на схеме, любопытные могут проверить). Но если судить по разметке, Героев Сталинграда как бы сама по себе, а круг к ней просто примыкает. И если поехать из крайнего правого ряда на круг, то другие участники движения такого маневра, мягко говоря, не поймут.

Круговое движение рис 15

Допустим такой маневр совершает на фотографии Toyota Camry и происходит ДТП с Geely CK, которая едет дальше по Героев. В случае ДТП, с одной стороны Geely совершает неправомерный съезд с перекрестка с круговым движением. С другой — Camry совершает маневр и пересекает разметку, в то время как Geely движется прямо по разметке в «своем ряду». Как рассудит ГАИ? Затрудняюсь ответить. И что это вообще за разметка? По виду 1.5 — «разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения, при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении». На перекрестке ее быть не должно, а должна быть 1.7 — «прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) — обозначает полосы движения, а также направление главной дороги в границах перекрестка».

Думаю, каждый сможет привести множество таких примеров, где ПДД расходятся либо со здравым смыслом, либо с местными «понятиями о ПДД». Поэтому кроме ПДД, приходится держать в голове еще и ДДД (дай дорогу дураку) и пропускать кого-то в месте, где ты по ПДД должен иметь преимущество. Но собственная машина и время дороже возможности провести кому-то внеочередной курс ПДД на примерах.

Вместо выводов

Надеюсь, что в данном материале каждый нашел что-то для себя и либо пересмотрел взгляды на ПДД, либо убедился в собственном правильном их трактовании. К сожалению, в автошколах таким нюансам уделяют минимум времени как в теории, так и на практике. Хорошо помню, как просил инструктора уделить особое внимание проезду перекрестков с круговым движением, на что он отмахнулся в духе «что там проезжать, все же понятно».

Приветствуются комментарии и уточнения. Крайне рекомендуется делать это со ссылками на пункты ПДД, нормативные акты и документы, а также опубликованные разъяснения сотрудниками ГАИ. Мнения в духе «я так 30 лет езжу и буду ездить, а автор дурак» будут удаляться без предупреждения.

Источник autoua.net

Обсуждение на Форуме

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal